Статья шестая   |  От рассвета до заката  |  Мужчина и женщина
Мужчина и женщина
         

Ганнибал надеялся, что Италия объединится вокруг него, а Рим останется без союзников. Но он просчитался. Римская военная машина могла давать сбои, но римское государство держалось не только его мощью, но и политической прозорливостью его деятелей. Италийские города оценили эффективность римского правления. Они мечтали о независимости, но понимали, что став союзниками Ганнибала, не получат ее, а попадут под власть Карфагена, которая для них будет хуже римской. К Ганнибалу примкнут лишь город Капуя и Сиракузы. Не имея осадных орудий и без поддержки Карфагена, Ганнибал не решился штурмовать Рим. Четыре года Ганнибал простоял в Бруттии, расположенном на носке итальянского сапога, ожидая римлян.

Тем временем, ситуация начинает меняться в пользу Рима. Римляне возвращают себе в 211 году до н.э. Капую и в 210 году до н.э. - Сицилию. В 208 году до н.э. римская армия разбивает армию брата Ганнибала - Гасдрубала на реке Метавр. Гасдрубал погибает в бою.

Публий Корнелий Сципион - полный тезка своего отца становится командующим римскими войсками в Испании. Сципион громит войска карфагенян на юго-западе Испании в битве у Илипы и движется на Карфаген. Верный патриотическому долгу, Ганнибал прибывает в Африку. В 202 году до н.э. (551 год AUC) у города Зама состоялась последняя битва величайшей из войн Древнего мира.

Большую часть войска Ганнибала составляли италийские и карфагенские наемники, на которых нельзя было положиться. У Ганнибала было 80 боевых слонов, больше, чем в любой другой битве, но они только испортили все дело. Битва началась атакой слонов, но римляне затрубили в трубы. Напуганные ревом труб, животные бросились назад, смяв ряды конницы. Оставшиеся слоны прошли сквозь ряды римских манипул. Для этого специально были оставлены проходы. Слоны рассудили, что лучше идти по этим проходам, чем бросаться на копья легионеров. Ударившая с тыла конница Масиниссы, довершила разгром непобедимой армии Ганнибала. За всю свою жизнь Ганнибал проиграл только одну битву, но это была битва при Заме, которая перевесила все его победы.

Вторая Пуническая война завершилась полной победой Рима. Карфаген согласился выплачивать контрибуцию в течение 50 лет, он потерял свои владения в Африке и Испании, флот, слонов и попал под политическую власть Рима. Сципиона за его победу стали звать Африканским.

К тому времени римская республика проделала большой путь от полиса, зажатого между этрусками и сабинянами, до самого могущественного города Древнего мира. Согласно цензовым записям, после Второй Пунической войны в римской республике проживало 328 тысяч граждан. В это числа входили только полноправные, чей статус удовлетворял трем условиям: свободного состояния, римского гражданства и главенства в семье. Реальное число жителей республики было много больше. Осуществление переписи являлось одной из обязанностей цензоров. Цензоры в соответствии с имущественным статусом переводили граждан из центурии в центурию. Так что у налоговых деклараций долгая история! Впрочем, цензор мог осуществлять такой перевод и на основании личного собеседования, невзирая на имущественное положение римлянина.

Вся история римской республики пронизана борьбой между двумя классами - плебеями и патрициями. Напомню, что после изгнания Тарквиния Гордого, власть в Риме захватили патриции. Только они могли становиться консулами, преторами, квесторами и цензорами. Партию патрициев в то время возглавлял сабинянин Аппий Клавдий. Став в 495 году до н.э. консулом, он управлял твердой рукой. Плебеев возмущало еще и то, что человек, безжалостно требовавший выполнения суровых римских законов о долгах, не был даже коренным римлянином.

Плебеи дошли до такого состояния, что они больше не чувствовали себя хозяевами родного города. В 494 году до н.э. они решают покинуть Рим и основать собственный город на холме восточнее Рима. Патриции были вынуждены пойти на переговоры. Согласно преданию, плебеев убедила вернуться речь патриция Менения Агриппы, который рассказал им притчу о бунте частей тела против живота. Руки жаловались, что они поднимают тяжести, ноги - ходят, челюсти - жуют сердце - бьется и так далее, а вся пища достается животу, который ничего не делает. Живот ответил, что хотя он и съедает всю пищу, но с помощью крови распределяет ее между всеми частями тела, которые, в противном случае, не смогли бы существовать. Суть аллегории заключается в том, что хотя все должности заняты патрициями, они используют свою власть для того, чтобы мудро управлять городом на благо всех его жителей.

Патрициям не удалось ограничиться поучительными притчами. Они предложили плебеям кое-что посущественнее. Было достигнуто соглашение, по которому плебеи получили реальную защиту от произвола консулов и патрициев. Были учреждены новые выборные магистратуры народных трибунов. Их могли занимать только плебеи и выбирали их тоже только плебеи. Народные трибуны были наделены правом запрета (veto) на любые решения консулов, сената и комиций. Только диктатор и цензор были свободны от вмешательства трибунов в их дела. Право трибунской "интерцессии" (вмешательства) распространялось и на судебные процессы. Трибун мог забрать "дело" у судьи и передать его на суд народа. Любой плебей, в случае необходимости, мог найти убежище в открытом днем и ночью, неприкосновенном жилище трибуна. Неприкосновенным был и сам трибун. Человек, покушавшийся на трибуна, объявлялся проклятым (sacer esto). Он подлежал смерти, его имущество конфисковывалось и передавалось в храм Цереры - покровительницы плебеев-землепашцев.

Борьба плебеев за гражданское равноправие с патрициями шла успешно. Главное значение имело право быть избранным на государственные должности: консула, цензора и диктатора, а также в состав жреческих коллегий. В 421 году до н.э. плебеям позволили занимать должности квесторов. Одно из консульских мест было предоставлено плебеям в 367 году до н.э. законом Лициния и Секстия. В 366 году до н.э. плебеям стала доступна диктатура, в 351 году до н.э. - цензура, в 337 году до н.э. - претура. Через полстолетия было законодательно разрешено плебеям совершать ауспиции в качестве авгуров. К III веку до н.э. плебеи добились практически полного равенства в гражданских правах с патрициями. Богатая верхушка плебейского сословия сливается с патрицианской аристократией в одну "благородную элиту" (нобилитет).

Особое значение в свете противоборства плебев и патрициев имело право на заключение брака между сословиями. В 445 году до н.э. был снят запрет на браки между патрициями и плебеями.

Вернусь вновь к римскому браку cum manu. Он мог был установлен тремя способами. Первое, через религиозный обряд бракосочетания (confarreatio). Брачующиеся приносили жертву Юпитеру и вкушали особые лепешки в присутствии жрецов и 10 свидетелей. Второе, через совершение условного приобретения жены (mancipaio). Обряд совершался в присутствии pater familias жениха и невесты, 5 свидетелей и весовщика. Жених произносил слова: "Будешь ли ты достойной женой?" Невеста отвечала: "Где ты, мой Гай, там я - твоя Гая". Жених передавал pater familias невесты условный слиток меди, якобы взвешиваемый весовщиком. Третье, через usus, т.е. путем применения приобретательной давности к брачным отношениям. Если женщина сожительствовала с мужчиной более года, она автоматически переходила под его власть (manus).

К III веку относятся первые упоминания о форме брака, которая не имеет ничего общего с традиционным римским браком. Более того, по всем позициям она ему прямо противоположна. Эта форма брака имела название sine manu, т.е. "без власти мужа", и считалось "неправильной", в отличие от традиционного брака cume manu. Знакомясь с браком sine manu, создается впечатление, что римские законодатели руководствовались инструкциями самого человечного человека, который, в частности, утверждал: "Нельзя быть демократом и социалистом, не требуя сейчас же полной свободы развода, ибо отсутствие этой свободы есть сверхпритеснение угнетенного пола, женщины" (Полн. собр. соч., т. 37, стр. 185). Вступление в брак sine manu не влекло изменения правосубъектности женщины. Она сохраняла статус persona sui juris (если имела его раньше), либо продолжала подчиняться отцовской власти. При этом кровные родственные связи с ее прежней семьей не порывались, как не возникало и агнатического родства между женой и семьей мужа. Жена не переходила под власть и руку (manus) мужа. Мужчина теперь не имел власти над своей женой: супруги в личном отношении считались равноправными субъектами. Муж, в частности, не вправе был обязать жену, покинувшую его дом, вернуться против своей воли.

Юридическое равенство супругов в браке sine manu находило выражение в их имущественных отношениях. Все имущество супругов, как принадлежавшее им до брака, так и приобретенное в период семейной жизни, оставалось в собственности каждого из супругов, будь то муж или жена. Во избежание узурпации одним супругом прав на имущество другого, дарение между супругами (donations inter uxorem) было запрещено. "Считая подарки ненадежным знаком привязанности, римляне устранили из супружества возможность угодничать, чтобы муж и жена любили друг друга бескорыстно и свободно". (Плутарх. "Римские вопросы"). Супруги могли вступать друг с другом в любые имущественные сделки, в случае возникновения имущественных споров - предъявлять друг другу иски. Брак sine manu можно было расторгнуть по одностороннему заявлению любого из супругов.

В результате установления фактического равенства плебеев с патрициями, в Риме появился слой богатых плебейских родов. Можно предположить, что появление брака sine manu диктовалось нуждой обедневших патрицианских семей в союзе с богатыми плебейскими. Но так, чтобы при этом женщина из патрицианского рода не попала под власть мужа-плебея.

Фактической основой брака sine manu стала форма бракосочетания через usus, т.е. через применение института приобретательной давности к браку. В соответствии с законом, если женщина раз в год три ночи подряд (usurpatio trinoctii) покидала дом мужа, а точнее сожителя, то установления власти (manus) мужа над женой не наступало. При известном проворстве женщины, она могла неограниченно долго избегать власти мужа.

В отличие от формулы Модестина, брак sine manu фактически стал договором между двумя свободными сторонами. Такое понимание брака послужило основанием для эмансипации женщины и уравнению ее в правах с мужчиной.

Менялись и отношения в "правильном" браке cum manu. Власть pater familias слабела. Троекратная продажа сына и однократная - дочери освобождала их от отцовской власти. Взамен права лишить детей жизни, отец признавался обязанным отдать виновного под власть магистрата. Детям разрешалось жаловаться магистрату на чрезмерную строгость и, если жалоба подтверждалась, отца обязывали освободить детей от своей власти. Отец мог освободить детей от patria potestas и по своей воле, посредством эмансипации (emancipatio). Имущество, полученное сыном в виде жалования, военной добычи, именовалось пекулием (peculium casrense) и считалось принадлежащим исключительно сыну.

Господствующей формой пока оставался "правильный" римский брак под властью мужа - cum manu.

По преданию, первый развод в Риме произошел в 231 году до н.э., когда Спурий Карвилий, по прозванию Руга, разошелся со своей женой. Этот Карвилий очень уважал и сильно любил свою жену, но она была бесплодна. Цензоры заставили его присягнуть в том, что он намерен жениться на другой женщине для продолжения рода.

Это первое сохранившееся письменное свидетельство о разводе в Риме. Безусловно, разводы были и раньше. По римским законам в браке cum manu муж мог инициировать развод, но нельзя забывать, что он сам находился под властью своего pater familias. Видимо, разводы были и раньше, но их число было очень мало.

Завоевание Востока.

В 200 году до н.э. Рим смог обратить свой взор на эллинистические царства. От былого величия Греции к тому времени осталась лишь тень. Наибольшим влиянием пользовались два городских союза: на севере - Этолийский союз и на юге - Ахейский союз. Они постоянно воевали между собой и с Македонией.

В 197 году до н.э. римские легионы доказывают свое превосходство над македонской фалангой в битве при Киноксефалах. Македонский царь Филипп V уступает Риму контроль над Грецией. В 190 году до н.э. римляне в битве у Магнесии разбивают войска Антиоха III Великого - царя Сирии. По мирному договору он отказывается в пользу Рима от Малой Азии. Именно при дворе Антиоха скрывается ненавистный римлянам Ганнибал. После заключения Антиохом мира с римлянами, престарелый карфагенский изгнанник становится военным советником вифинского царя Прусия. Римляне требуют выдачи человека, который 25 лет назад до основания потряс Римское государство. Пытаясь заслужить благосклонность могучего Рима, Прусий приказывает схватить Ганнибала. Призывая богов-мстителей на голову вероломного царя, Ганнибал принимает яд, который всегда носил с собой. Ганнибал умирает в 183 году до н.э. - в том же году умирает его победитель - Сципион Африканский.

В 168 году до н.э., после битвы при Пидне, римляне устанавливают свою власть в Македонии. Пружина римской экспансии продолжает разжиматься. С 133 года до н.э. римляне могли считать своими владениями все Средиземноморье. Риму принадлежала почти вся Испания, Северная Африка, Македония, Греция и Пергам, а так же острова в Западном и Центральном Средиземноморье. В других местах и на побережье располагались царства, которые, будучи номинально независимыми, являлись вольными или невольными союзниками Рима. В птолемеевском Египте правили слабые цари, которые, боясь навлечь на себя гнев Рима, стали марионетками в его руках.

Завоевав Средиземноморье, особенно благодаря победам над странами Востока, накопившим в течение многих веков несметные сокровища, Рим сказочно обогатился. Контрибуции, дань, поступавшие из провинций, прибыли от торговли, осуществлявшейся по правилам, установленным Римом - стекались в Вечный Город. Рим получил в свое распоряжение такие огромные средства, что римские граждане в 167 году до н.э. были освобождены от налогов.

"Именно азиатское воинство познакомило Город с чужеземной роскошью, - пишет Тит Ливий. - Тогда впервые были привезены в Рим отделанные бронзой пиршественные ложа, дорогие накидки и покрывала, ковры и салфетки, столовое серебро чеканной работы, столики из драгоценных пород дерева. Именно тогда повелось приглашать на обед арфисток и кифаристок, устраивать для пирующих другие увеселения, а сами обеды стали готовиться с большими затратами и стараниями. Именно тогда стали платить большие деньги за поваров, которые до этого считались самыми бесполезными и дешевыми рабами, а поварской труд из обычной услуги возвели в настоящее искусство. Но это было только начало, лишь зародыш будущей порчи нравов!"

<<Назад    Дальше>>                    В начало

Автор: Leo

Рейтинг@Mail.ru 
Сайт управляется системой uCoz