Статья шестая   |  От рассвета до заката  |  Мужчина и женщина
Мужчина и женщина
         

И от мороза блестит белая вся борода.
Море оковано льдом и в глубинах живущая рыба
Часто ходит в воде словно под крышей глухой.
Даже источники здесь дают соленую влагу -
Сколько ни пей, от нее жажда сильнее томит.
Чахлых деревьев стволы возвышаются в поле открытом
Редко, и видом своим морю подобна земля.
Птиц голоса не слышны. Залетев из дальнего леса,
Разве что в море одна пробует горло смочить.
Только печально полынь в степи топорщится голой -
Горькая жатва ее этому месту под стать!"

Вот и думай: то ли климат на побережье Черного моря за два тысячелетия радикально изменился, то ли после императорского Рима пикаперу Овидию небо показалось с овчинку? Ответить на этот вопрос я предоставлю читателю!

Тиберий и Иисус.

Император Август умер 19 августа 14 года н.э. в возрасте 77 лет на руках у своей третьей жены Ливии. "Смерть ему выпала легкая, какой он всегда желал. Всякий раз, как он слышал, что кто-то умер быстро и без мучений, он молился о такой доброй смерти для себя и для своих - так он выражался". (Светоний. "Жизнь двенадцати Цезарей").

Последний свой путь Август совершил на плечах декурионов из муниципий и всадников. Сенаторы перенесли его тело на Марсово поле и там сожгли. Самые видные граждане в одних туниках, без пояса, босиком собрали прах и положили в мавзолей. "Это здание между Фламиниевой дорогой и берегом Тибра выстроил сам Август в свое шестое консульство и тогда же отдал в пользование народу окрестные рощи и места для прогулок". (Светоний. "Жизнь двенадцати Цезарей").

Так окончилось 43-летнее правление Октавиана Августа, часто называемое "золотым веком". Последние слова, произнесенные Августом к тем, кто собрался у смертного ложа, были: "Хорошо ли я сыграл пьесу своей жизни ? Если да, то рукоплещите мне!" Думаю, что римляне, пережившие за столетие до этого пять гражданских войн, два народных востания и две массовые репрессии, могли по достоинству оценить почти полувековое мирное правление Августа.

Новым императором Рима, который Август принял глиняным, а оставил мраморным, стал, ввиду отсутствия прямых наследников, его пасынок - 57-летний Тиберий.

Римская армия, которая когда-то была армией римского народа, к тому времени стала наемным войском императора. Поскольку среди коренного населения Римской империи имел место отрицательный прирост населения, это не могло не сказаться на этническом составе римской армии. Уже после Союзнической войны (88 год до н.э.) все италийцы, живущие к югу от реки По, получили римское гражданство. Различия между римскими легионами и "алой" (легионами союзников) были ликвидированы. Цезарь использовал галльскую и германскую конницу. Испания поставляла конницу и пехоту, как тяжелую, так и легкую. Эти части назывались "ауксилии" - вспомогательные войска, не являющиеся ни римскими, ни союзными. Кстати, личные телохранители Октавиана Августа были сначала испанцы, потом германцы. Служба в римской армии давала право на римское гражданство, что привлекало в нее молодых мужчин из провинций. Служба длилась 25-26 лет. Если человека принимали в легион, ему выплачивали сумму на покрытие путевых расходов. Прибыв в лагерь, легионер принимал воинскую присягу. Затем его записывали в центурию. Присяга приносилась заново каждый год. При увольнении, которое происходило раз в 2 года, легионер получал пособие или земельный участок.

У каждого легиона было несколько основных типа штандартов. Орел (aguila), введенный Марием, был штандартом всего легиона. Во времена Цезаря орел делался из золота и серебра, но в период империи орлы были чисто золотыми. Орел не покидал лагеря за исключением случаев, когда с места снимался весь легион. За сохранность орла отвечала первая когорта. Главным ответственным был примпил - старший центурион. Свой штандарт (signum) имела и каждая центурия. Кроме того, легион носил портрет императора (imago) и еще символ легиона, обычно знак зодиака. В дополнение существовали еще особые знамена, называемые vexillum. Одно знамя принадлежало легиону и на нем было написано название легиона. Другие носили части, служащие отдельно от легиона, которые поэтому назывались вексилларии. В лагере штандарты хранились в особом святилище на центральной площади. Потеря штандарта могла привести к расформированию части.

Именно в царствование Тиберия, когда в римской провинции Иудея правил с 26 по 34 г. н.э. прокуратор Понтий Пилат, совершились главные события жизни Иисуса Христа. Евангелие от Марка (15:1-15) так описывает события 33 года н.э.: "Поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание и, связавши Иисуса, отвели и предали его Пилату.

Пилат спросил его: "Ты Царь Иудейский?"
Он же сказал ему в ответ: "Ты говоришь".
А первосвященники обвиняли его во многом.
Пилат опять спросил Его: "Ты ничего не отвечаешь! Видишь, как много против тебя обвинений!"

Иисус на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился. На всякий праздник он отпускал одного узника, о котором просили. Тогда в узах был некто, по имени Варавва, со своими сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство.

И народ начал просить Пилата о том, что он всегда делал для них. Он сказал им в ответ: "Хотите ли, отпущу вам Царя иудейского?" Ибо знал, что первосвященники предали его из зависти.

Но первосвященники возбудили народ просить, чтобы отпустили им лучше Варавву. Пилат сказал им: "Что же хотите, чтобы я сделал с тем, кого вы называете Царем Иудейским?"

Они опять закричали: "Распни Его!"

Пилат сказал им: "Какое зло сделал Он?"
Но они еще сильнее закричали: "Распни Его!"
Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие".

На кресте распинали своих преступников вавилоняне, персы, финикийцы и карфагеняне. У последних и переняли римляне этот вид казни. К римским гражданам распятие применяли лишь в исключительных случаях, поскольку оно считалось позорным. На кресте римляне распинали рабов, простолюдинов и политических преступников, виновных в государственных преступлениях. У римлян существовали кресты трех видов: cruz comissa, именуемый также крестом святого Антония, который имел вид буквы "Т", cruz immissa, или латинский крест, выглядел как знак плюс "+", cruz decussata, или крест святого Андрея, походил на букву "Х". В Библии не указано, на каком кресте был распят Иисус. По древнему обычаю приговоренный сам нес свой крест до места казни.

Мучительная смерть на кресте путем распятия вызывала в народе страх и отвращение. Цицерон называл распятие самым жестоким видом убийства. Сенека с возмущением констатировал, что из казненных на кресте жизнь вытекает медленно, капля за каплей.

Именно растянуть муки приговоренного на многие часы и дни было целью распятия. После того, как в 71 г. до н.э. Марк Лициний Красс разгромил армию рабов Спартака, 6000 пленных были распяты вдоль Аппиевой дороги от Капуи до Рима. По свидетельству современников, даже на шестой день с крестов слышались стоны казненных.

Мучения Иисуса продолжались, по свидетельству Библии, три часа: "В шестом часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часу девятого.

В девятом часу возопил Иисус громким голосом: "Боже Мой, Боже Мой! Для чего ты меня оставил?"

Некоторые из стоящих, услышавши говорили: "Вот Илию зовет!" А один побежал, наполнил губку уксусом, давал ему пить, говоря: "Постойте, посмотрим - придет ли Илия снять Его".

Иисус же, возгласив громко, испустил дух". (Евангелие от Марка 15:33-37)

Надо сказать, что и смерть и рождение Иисуса, с которого современный мир отсчитает новую эру, не имели для римской империи никакого значения. Никого в Италии, Греции, Испании, Галлии, Малой Азии, Египте не интересовали события в заштатной римской провинции Иудея.

Существует только три коротких упоминания у римских авторов, причем речь идет не столько о Христе, сколько о христианах.

Тацит (55-120 гг. н.э.) в пятнадцатой книге "Анналов" пишет о пожаре в Риме времен Нерона: "Чтобы пресечь слухи, Нерон подставил виновных и подверг самым изощренным казням тех, кого чернь ненавидела за их постыдное поведение и называла христианами. Начало этому названию дал Христос, который был при императоре Тиберии приговорен к смерти прокуратором Понтием Пилатом.

Временно подавленное, пагубное суеверие вспыхнуло снова не только в Иудее, где это зло родилось, но так же и в столице, куда отовсюду стекается и находит множество приверженцев всякая гадость и пакость. Вначале схватили тех, кто эту веру исповедовал публично, затем, на основании их показаний, великое множество других и признали их виновными не столько в поджоге, сколько в ненависти к роду человеческому.

Казнили их с позором - одевали в шкуры диких зверей и бросали на растерзание собакам, распинали на крестах и ночью поджигали вместо факелов. Нерон отдал для этого свой парк и, кроме того, устроил представление в цирке, где он сам, переодетый возницей, смешивался с толпой или вставал во весь рост на повозке. В итоге, хотя эти люди были виноваты и заслуживали строжайшего наказания, они вызывали сочувствие, ибо гибли не ради блага империи, а из-за жестокости одного человека".

Плиний Младший (52-114 гг. н.э.) в своих письмах-отчетах пишет о последователях Иисуса: "Эта вера распространяется повсюду, не только в городах и деревнях, но и по всей стране. Храмы пустеют, люди давно не совершают жертвоприношений". Далее читаем: "У них есть обычай в определенные дни собираться перед восходом солнца и молиться Христу, как богу".

Еще более краток Светоний (70-160 гг. н.э.). Историк, описывая деяния Нерона, упоминает: "Наказали пытками христиан, приверженцев нового и преступного суеверия".

Вернемся к императору Тиберию. Начало его правления Светоний описывает вполне благожелательно, как продолжателя дела Августа: "Поначалу он повел себя как хороший гражданин и едва ли не проще, чем частный человек. Из множества высочайших почестей принял он лишь немногие и скромные. Звание императора, прозвище Отца отечества, дубовый венок над дверью - он отверг. Угодливость была ему противна". Кстати, он запретил называть месяц сентябрь "Тиберием", а октябрь "Ливием" (в честь его матери), сказав, по Диону: "Что вы будете делать, если у вас будет тринадцать Цезарей?" Благодаря этому Великая Октябрьская революция не стала Великой Ливийской Революцией, что, согласитесь, было бы просто смешно:)))

Тиберий изгнал из Рима чужеземных священников и астрологов, сократил расходы на театральные представления и гладиаторские бои, поручил сенату навести порядок в розничных ценах. Побуждая окружающих к бережливости, Тиберий подавал на стол вчерашние и початые блюда, говоря, что "половина кабана на вкус ничем не отличается от целого".

Перелом в поведении Тиберия произошел после смерти сына Друза и усыновленного сына Германика. В 26 году н.э. Тиберий уехал на остров Капри, расположенный в Неаполитанском заливе.

"На острове он окончательно оставил все государственные дела. Испания и Сирия несколько лет оставались без консульских легатов, управлявших императорскими провинциями, Армению захватили парфяне, Мезию - дакийцы и сарматы, Галлию опустошали германцы - он не обращал на это внимания, к великому позору и урону для государства.

На Капри, оказавшись в уединении, он завел особые комнаты - гнезда потаенного разврата. Собранные толпами отовсюду девки и мальчишки наперебой совокуплялись перед ним по трое, возбуждая этим зрелищем его угасавшую похоть. Спальни, расположенные там и тут, украсил он картинами и статуями самого непристойного свойства. Даже в лесах и рощах он повсюду устроил Венерины местечки, где молодые люди обоего пола изображали фавнов и нимф. Так же завел он мальчиков самого нежного возраста, которых называл своими рыбками и с которыми он забавлялся в постели. За что его везде и открыто стали называть "козлищем" (caprineus), переиначивая название острова". (Светоний. "Жизнь двенадцати Цезарей").

Тиберий говорил: "Пусть ненавидят, лишь бы соглашались!"

<<Назад    Дальше>>                    В начало

Автор: Leo

Рейтинг@Mail.ru 
Сайт управляется системой uCoz