Статья шестая   |  От рассвета до заката  |  Мужчина и женщина
Мужчина и женщина
         

Хлеба и зрелищ!

По-латински это звучало - panet et circenses! Раздачи дешевого хлеба начались в Риме во времена поздней республики. При Юлии Цезаре бесплатный хлеб получало 320 тысяч человек, потом это количество было сокращено диктатором до 150 тысяч. В Риме насчитывалось около 250 пекарен. Хлеб был трех сортов: panis plebeius - черный хлеб для бедняков, panis secundarius - белый хлеб низкого качества и panis candidus - белый хлеб для римской знати. Именно panis plebeius был предназначен для бесплатной раздачи. Помимо хлеба, населению Рима раздавали зерно, муку и, по особым случаям, деньги. Бесплатные раздачи привлекали в Рим народ со всей Италии. При Августе население столицы было более миллиона человек. Состоятельные римляне жили в просторных одноэтажных домах с земельным участком. Эти постройки назывались domus. Основная часть римского населения размещалась в insulae - многоэтажных зданиях, доходивших до 6 этажей. Каждая семья занимала одну или несколько комнат без водопровода, отопления и туалета. Подобные конструкции были сооружены, в основном, из дерева, и пожары, когда все сгорало дотла, были нередким явлением. В Риме периода Августа насчитывалось около 46 тысяч insulae.

В древнее время римляне довольствовались одним народным празднеством в году. К концу республики к нему добавились еще четыре: общественные плебейские игры в память о Тразименской битве, игры в честь Аполлона, праздник в честь Кибелы - фригийской матери богов и подобный же праздник в честь богини Флоры. Издержки на общественные игры и празднества лежали не на государстве, а на различных официальных лицах. Игры в честь Аполлона проводились за счет курульных и плебейских эдилов. К описанным празднествам надо прибавить те, которые совершались в честь победителя-полководца и за его счет. Все эти праздники совершались в цирке, где главной частью были скачки на колесницах и верхом, борьба и другие атлетические состязания.

Начало грандиозным празднествам дал Юлий Цезарь в 46 г. до н.э. После своего четверного триумфа Цезарь дал обед. За 22 тысячами столов богачи и бедняки ели фазанов и мурен, лакомились устрицами, запивая их дорогим фалернским и хиосским вином. "Старым легионерам он выдал по 24 тысячи сестерциев, народу раздал по 10 мер зерна и столько же фунтов масла, деньгами же по 300 сестерциев, обещанных ранее, и еще по сотне за то, что пришлось ждать. Тех, кто платил за жилье в Риме до 2 тысяч сестерциев и в Италии до 500, он на год освободил от платы". (Светоний "Жизнь двенадцати Цезарей"). Для народа были устроены скачки на колесницах, за играми атлетов и поединками гладиаторов последовала пятидневная травля зверей, в которых участвовало 400 львов, буйволов и, по свидетельству Плиния, один жираф. Была показана битва двух полков по пятьсот пехотинцев, двадцать слонов и триста всадников с каждой стороны. Для морского боя с участием нескольких кораблей было выкопано озеро на Кодетском поле. По свидетельству Светония: " На все эти зрелища отовсюду стекалось столько народа, что многие приезжие ночевали в палатках но улицам. Давка была такая, что многие были задавлены до смерти, в том числе два сенатора".

Об Августе Светоний пишет, что "в отношении зрелищ он превзошел всех предшественников: его зрелища были более частые, более разнообразные, более блестящие". Траты императора из своих личных средств составили огромную сумму в 500 миллионов денариев. Предоставим слово самому Августу: "Трижды гладиаторские игры я дал от моего и пять раз от имени моих сыновей и внуков, в каковых сражались около десяти тысяч человек. Дважды зрелище атлетов я предоставил от своего имени и в третий раз от имени моего внука. Игры устраивал от моего имени четырежды, а через других магистратов - двадцать три раза. Травли африканских зверей в амфитеатрах я дал двадцать шесть раз, для которых было доставлено зверей около трех тысяч пятисот. Зрелище морского сражения народу дал за Тибром, на каковом месте теперь находится роща Цезарей, выкопав землю в длину на тысячу восемьсот футов, а в ширину на тысячу двести". (Август. "Деяния"). Кстати, при Октавиане Августе на освящении храма Марсу в боях с гладиаторами было убито, помимо прочей живности, 36 крокодилов.

При правлении Августа 200 тысяч человек получали примерно по 1 килограмму хлеба на семью. Шесть раз император раздавал неимущим гражданам по 60-100 денариев на человека, что составило в общей сложности 130 миллионов денариев. Об этом со скрупулезной точностью (даты и число получателей ) Август повествует в "Деяниях".

Знаменитые гладиаторские бои носили характер религиозного жертвоприношения богу войны Марсу. Вначале гладиаторами были военнопленные и приговоренные к смертной казни. Законы Рима позволяли им участие в гладиаторских боях. В случае победы, на полученные деньги можно было выкупить свою жизнь. Были случаи, когда граждане, в погоне за славой и деньгами, отказывались от собственной свободы и становились гладиаторами. Случались среди гладиаторов и женщины, после того, как в 63 году н.э. Нерон издал указ, разрешающий участвовать свободным женщинам в гладиаторских боях. При императоре Домициане в 89 году н.э. на арене появились гладиаторы-карлики.

Чтобы стать гладиатором, нужно было принять присягу и объявить себя "юридически мертвым". С этого момента бойцы вступали в другой мир, где царили свои законы. Так, гладиатор, сознающий свое полное поражение, был обязан снять защитный шлем и подставить горло под меч противника или же убить себя сам.

Всего существовало 8 классов гладиаторов, каждый из которых имел свои строгие правила и специальное обмундирование. Некоторым надевали металлические шлемы, другие защищали голову и шею установленным на плече металлическим или кожаным щитом. Были среди них обладатели трезубцев и сетей, похожих на рыбацкие. Другие имели короткий меч - гладио, от которого гладиаторы и получили свое название. Имелись также специальные защитные пластины для рук и ног. Все было продумано таким образом, чтобы каждый класс имел свои уязвимые места. Поэтому во время сражения не было возможности по обмундированию предугадать, кто из гладиаторов сможет победить. Это придавало боям особый интерес.

По убитым гладиаторам проводили религиозные панихиды и собирали их кровь, так как она считалась священной. Ее давали пить больным эпилепсией, поскольку римляне верили в ее целительные свойства. Существовали различные поверья, связанные со смертью гладиаторов. Так, например, богатые невесты во время свадебной церемонии втыкали в свои волосы шпильки, смоченные кровью убитого гладиатора. Считалось, что это способствует счастливой семейной жизни.

Для гладиаторских боев и представлений в 72 году императором Веспасианом было начато строительство Колизея. Его строительство было закончено через 8 лет императором Титом. По этому поводу устроили праздник, продолжавшийся 100 дней. За это время на арене Колизея было убито 5 тысяч хищных зверей, привезенных из Африки и сотни гладиаторов.

Свое название Колизей получил от слова colosso, что значит "огромный". Он имеет форму эллипса с диагоналями 188 и 156 метров, периметр 527 метров и высоту 57 метров. Когда-то он был облицован белым мрамором, а в его проемах стояли статуи богов и героев. Через 4 входа Колизей заполняли 80 тысяч человек. Среди зрителей насчитывалось много женщин, которые стали ярыми поклонницами этих кровавых зрелищ. Гладиаторские бои начинались с рассвета и заканчивались в сумерки. В правление Домициана приобрели популярность бои женщин-гладиаторов с мужчинами-карликами. Особый интерес вызывали водные сражения, когда арена заливалась водой. Для этой цели была построена сложная гидравлическая система. В Колизее работало 36 лифтов, управляемых вручную рабами. Каждый лифт мог поднимать до 10 человек. На них же перевозили и диких животных.

В центре Колизея находилась арена, окруженная солдатами, которые охраняли зрителей от нападения хищников. На особой террасе располагалась императорская ложа и ложи сенаторов и судей. Император со своей свитой имел отдельный вход. Зрительские места были разделены на три яруса. Нижний ярус предназначался для вельмож и богатых коммерсантов, второй - для свободных граждан среднего сословия, третий - для простого люда. На самом верху сидели моряки императорского военного флота - classis miseniensis. Они управляли огромным льняным холстом, спасающим зрителей Колизея от солнца. Для этого была сооружена сложная конструкция, состоящая из 240 столбов, которая поддерживала гигантскую материю. В Колизее так же существовало два специальных выхода: выход жизни и выход смерти. В один выходили помилованные гладиаторы, через другой выносили мертвых. Заходя на арену Колизея гладиаторы приветствовали императора словами: "Ave, Caeser! Morituri te salutant!" ("Здравствуй, Цезарь! Идущие на смерть приветствуют тебя!")

Ко времени установления принципата, вера в древних богов, дополненных восточными и египетскими божествами и обожествленными императорами, для многих утратила свою силу. Наибольшую популярность среди образованных римлян получили два философских учения - эпикурейцев и стоиков.

Греческий философ Эпикур, родившийся в 341 году до н.э., считал, что все в мире состоит из крошечных кирпичиков, называемых атомами. Его воззрения были пропитаны духом атеизма. При этом он советовал участвовать в религиозных ритуалах, чтобы избежать ненужных споров с верующими. С точки зрения Эпикура можно быть уверенным только в двух вещах: в существовании наслаждения и боли. Разумно стремиться к первому и избегать второго. Эпикур считал, что небольшое количество приятных вещей делает людей счастливыми, а переизбыток приносит только вред. Мудрость и радость самоусовершенствования философ ставил выше наслаждений плоти.

Надо сказать, что не все римские последователи эпикуреизма были такими же сдержанными и умеренными, как их учитель. Если отвлечься от духовной части наследия Эпикура, то его идеи максимально подходили развращенным и изнеженным жителям Рима.

Философская теория стоицизма была основана Зеноном, так же греком, родившимся примерно в то же время, что и Эпикур, на острове Кипр. Так же, как и Эпикур, Зенон имел в Афинах собственную школу. Стоики признавали существование высшего божества и были ближе всего к монотеизму. Однако, они считали, что высшая сила может проявлять себя в деяниях младших богов. Последователи стоицизма считали, что человек должен по возможности избегать страданий, но не видели необходимости посвящать свою жизнь наслаждениям. Они утверждали, что, во-первых, трудно решить, что именно является подлинной радостью, во-вторых, в погоне за наслаждениями человек подвергает себя новым мукам. Наслаждения проходят, оставляя воспоминания об их потере: ведь богатство может быть растрачено, здоровье может ухудшиться, а любимый человек - предать или умереть. Стоики старались быть выше наслаждений, поскольку тот, кто ничего не желает, ничего не может потерять. Стоики старались находить все необходимое внутри себя. Главное, по их мнению, было следование правилам высокой морали.

Естественно, что во время Империи философия стоиков не могла сравниться по популярности с философией Эпикура. Но те, кто ценил древние добродетели римской республики: усердие, бесстрашие и преданность долгу, одобряли учение стоиков, поскольку их принципы были им духовно близки.

Самым известным римским стоиком был Луций Анней Сенека (4-65 гг.). Умудрившийся оскорбить Мессалину, он был выслан из Рима. Четвертая жена императора Клавдия - Агриппина вернула философа из ссылки и сделала его наставником своего юного сына Нерона.

Римские простолюдины не могли стать настоящими эпикурейцами, им для этого не хватало ни богатства, ни досуга. Отказ же от удовольствий, которые и так были недоступны, так же служил слабым утешением. Поэтому римский плебс выбирал - panet et circenses!

Нерон.

В 54 году Рим получил нового императора - 16-летнего Нерона. Так же как Калигула превзошел Тиберия в жестокости и разврате, так и Нерон в разврате и расточительности превзошел Калигулу. Как мы видим, Нерон ничего не воспринял от своего учителя - стоика Сенеки.

"Наглость, похоть и жестокость его проявлялись постепенно и незаметно, словно юношеские увлечения. Но уже тогда всем было ясно, что пороки эти от природы, а не от возраста. Едва смеркалось, как он надевал накладные волосы или войлочную шляпу и шел слоняться по кабакам. Забавы его были небезобидны: людей, возвращавшихся с ужина, он колотил, а при сопротивлении наносил раны и сбрасывал в сточные канавы. Когда же дурные наклонности в нем окрепли, он перестал шутить и прятаться и бросился, уже не таясь, в еще худшие пороки". (Светоний. "Жизнь двенадцати Цезарей").

Пиры Нерона длились с полудня до полуночи, на них прислуживали проститутки и танцовщицы со всего Рима.

"Мало того, что он жил и со свободными мальчиками и с замужними женщинами: он изнасиловал весталку Рубрию. Мальчика Спора он сделал евнухом и справил с ним свадьбу, с великой пышностью ввел в свой дом и жил с ним, как с женой. Еще памятна чья-то удачная шутка: "Счастливы были бы люди, будь у отца Нерона такая же жена!" Он искал любовной связи даже с матерью. Уверяют, что разъезжая с ней в носилках, он предавался кровосмесительной связи. А собственное тело он столько раз отдавал на разврат, что едва ли один его член остался неоскверненным. В довершение он придумал новую потеху: в звериной шкуре он выскакивал из клетки, набрасывался на привязанных к столбам голых мужчин и женщин и, насытив дикую похоть, отдавался вольноотпущеннику Дорифору. За этого Дорифора он вышел замуж, как за него Спор, крича и вопя, как насилуемая девушка." (Светоний. "Жизнь двенадцати Цезарей").

Две страсти владели душой Нерона - скачки и театр. По образцу олимпийских игр император учредил в честь своей бороды особый праздник - Ювеналии. На следующий год другой - Неронии. Когда Нерон пел, никому не позволялось выходить из театра, поэтому, по свидетельству Светония, некоторые женщины рожали прямо в театре, а зрители притворялись упавшими в обморок, чтобы их выносили на носилках. Император любил называть себя чемпионом всего, что только существует: от скачек, поскольку никто не осмеливался его опережать, до поэзии и музыки. Покорив своим искусством Рим, Нерон побывал с гастролями и в Греции.

В 64 году Нерон поджигает Вечный город. "Он поджег Рим настолько открыто, что многие консуляры ловили у себя во дворах его слуг с факелами, но не осмеливались трогать. Шесть дней и семь ночей свирепствовало бедствие. На этот пожар Нерон смотрел с Меценатовой башни, наслаждаясь, по его словам, великолепным пламенем, и в театральном одеянии пел "Крушение Трои". (Светоний. "Жизнь двенадцати Цезарей").

Для денег и богатств единственным применением Нерон считал мотовство. Ни одного платья он не надевал дважды. Рыбу он ловил позолоченной сетью, путешествовал не менее, чем с тысячей повозок, причем даже мулы, по свидетельству Плиния, были подкованы золотыми подковами.

<<Назад    Дальше>>                    В начало

Автор: Leo

Рейтинг@Mail.ru 
Сайт управляется системой uCoz